Я такое ничтожество…

Одна из основных проблем, всплывающих на моих консультациях, звучит примерно так: «Почему у меня ничего не получается?! Почему я такое ничтожество, косорукий неумеха, тупица, тормоз (и любой негативный эпитет)?..». И в этих словах зачастую звучит столько горечи, обиды и отчаяния, что, при всем искреннем желании утешить и поддержать, невольно задаешься вопросом: «Как же сидящий передо мною, вполне взрослый человек, добился того, что имеет – а имеет не мало, —  если у него ничего не получается и он тот, кем он себя обозвал?..». Беда в том, что, застревая на подобном самобичевании, человек тратит колоссальное количество психической энергии, которую мог бы направить в более продуктивное русло. Что его вынуждает это делать?

Все мы родом из детства и наши взрослые затруднения в подавляющем большинстве это родительские отголоски. Да, в свое время они ограждали нас от опасностей и помогали взаимодействовать с миром именно на том возрастном уровне, но, когда мы вырастаем, установки, данные нашими воспитателями, становятся либо бесполезными, либо ограничивающими, либо деструктивными. Некоторые становятся неадекватными убеждениями – о себе, о других, об окружающем мире. Знали ли об этом родители?

Так исторически сложилось, что в цивилизованном обществе важно иметь высокий балл обучения, который потенциально обеспечивает тугой кошелек, чем понимание человеческого бытия. Мало кто знает заранее, что значит быть родителем – этому не учат в школах и ВУЗах. Мало кто из половозрелых людей понимает, что такое есть ребенок – аист не прилагает инструкцию по его эксплуатации. Так было на протяжении веков, но отношение к ребенку стало постепенно меняться. Последнее время хотя бы стали говорить о значении детства для будущего человека.

Только вдумайтесь! По статистике лишь 6% детей появляются на свет с осознанной целью его родителей – привести в мир нового человека. Остальных 94% заводят детей, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям или наоборот протестовать им, ради собственного здоровья или сохранения отношений… да как угодно, но не ради уникальной жизни нового человечка! Печальная картина. Пока не преодолен сам подход к родительству, у психологов будет работа.

Отношения (кроме деловых, конечно же) ради выгоды или достижения какой-то внешней цели рано или поздно становятся обременяющими. Например, если ребенок рожден, потому что все говорили «пора!», то цель-то достигнута, а ребенок остался на руках. Корми его, мой, укачивай, защищай, лечи, когда болеет, развивай и обучай – задач много, а мотивации уже мало. Тут уж о любви и бережности и речи нет. Так формируется родительское отношение «должен».

А как у нас движется дело, когда мы должны? Особенно без передышек и когда сильно устали? В лучшем случае через пень колоду. В отношении тонкой детской души зачастую это фатально. Родитель перестает видеть в ребенке живые чувства и созревающую по своим законам природу. Он становится требователен и раздражителен, так как на себя-то времени давно перестало хватать, а тут еще шнурки медленно завязываются. Я уже не говорю про собственные детские непрожитые «драмы»…

«Дай сюда, косорукий! Вечно у тебя что-то не получается!», — в сердцах шипит родитель, оставляя трещинку на душе ребенка и роняя в нее семечко убеждения своей никчемности. Постепенно, в этой трещинке, которую родитель или другой взрослый не раз еще расширит, вырастает сорняк ощущения собственной неполноценности и ущербности, токсичный чувствами вины и стыда. Особенно, когда требования не соответствуют возрасту ребенка. Ведь главное избавиться от этой заботы!

Для родителя это просто слова брошенные в сердцах, а для ребенка – целый мир. «Родитель злится. Злится из-за того, что я такое ничтожество, что я не могу. Значит я плохой. Плохих не любят. От плохих уходят, их не любят. Это страшно, так как я маленький и один умру», — примерно так бы в мыслях выглядела бы реакция малыша на одергивание из-за шнурков, разлитого молока или незакрытого тюбика с зубной пастой. Он принимает злость родителя всем своим существом, берет упреки полностью на свой счет, он верит в свою косорукость, а не потому, что дело не спорится.

«Родители научили меня невозможному: Закрой рот и ешь суп!» — ребенок вынужден научиться «прыгать выше своей головы», не смотря на свои реальные возможности. Родительская требовательность поселяется в голове маленького человечка бездушным жестоким механизмом, питающимся страхом отвержения за неуспех, который будет гнать его всю жизнь от цели к цели без чувства удовлетворения от достижений. Ведь главное сделать, во что бы то ни стало и лучше быстро, чтоб тебя любили и не оставили… Последствия? Перфекционизм, комплекс неудачника, низкая самооценка, роль жертвы, психосоматические заболевания, потеря смыслов жизни и прочее.

В общем, на этом можно закончить статью, потому что дальше начинается кропотливая работа с этим выросшим ребенком по отделению ложных убеждений от его собственных, проверенных опытом. Разворот энергии с самобичевания и разрушения себя на созидание, творчество, любовь к себе. Создание реального мнения о себе и своих возможностях. Восполнить то, чему не научил родитель – радоваться своим любым достижениям, замечать удовольствие от процесса деятельности и жизни в целом. Таким простым, но таким важны вещам, которые заряжают желанием жить сполна.

Если вам отзывается статья, позаботьтесь о себе. Снизьте градус самокритики — это не ваше и не про вас, и запишитесь ко мне на консультацию. Вместе мы проведем генеральную уборку в вашей душе.

Искренне ваша Татьяна Плеханова

Posted in Зарисовки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.